В январе 1914 года в популярной русской газете «Новое время» увидела свет статья автора М. Меньшикова, которая должна была вызвать в научной среде переполох, если не скандал. Начавшаяся Первая мировая война, видимо, отвлекла внимание публики от потрясающих новостей о результатах экспедиции, предпринятой русским купцом из Москвы.

Нельзя, впрочем, исключить и то, что статья в «Новом времени» была искусной мистификацией, хотя в таком случае непонятно, для чего она понадобилась в общем-то основательному и солидному изданию, не склонному к шуткам и розыгрышам. В любом случае редакция современного альманаха «Не может быть» посчитала возможным ввести эту забытую публикацию в современный «научный оборот», для чего опубликовала в ноябре 1993 года статью А. Казакова на эту тему, в которой говорится следующее...

В публикации М. Меньшикова не называются имена, фамилии и не указываются конкретные сведения, поскольку «ввиду ожидаемых роскошных сокровищ — и для науки, и для кармана предпринимателя — все это грандиозное предприятие пока содержится в глубокой тайне». Больше того, человек, нашедший гроб с телом атланта и находящимися там рукописями, представлен лишь как «московский купец».

В публикации говорится, что купец, заинтересовавшийся проблемой Атлантиды, обратился в Главное гидрографическое управление, где ему представили необходимые карты. После этого он приобрел в Англии пароход и с помощью двух приглашенных в экспедицию ученых приспособил судно к океанографическим работам. Вместо обычных аппаратов для исследования морского дна для этой цели были построены особые «гигантские лапы».

Вскоре после этого экспедиция отправилась в путь. После прибытия в акваторию поисков, через несколько дней «лапы» вдруг вытащили вместе с илом и водорослями некий «архитектурный камень». Он был похож на сорванную капитель с частью архитрава очень странного стиля, напоминавшего древнеегипетский.

Решено было продолжать поиск в этом месте. Проводили подводные взрывы, после чего вновь запускали в океанские недра «лапы-захваты». На борт судна удалось поднять большое количество мраморных обломков, древней утвари, части обелисков с иероглифами, несколько неплохо сохранившихся статуй. Наконец, удалось поднять герметически запаянную бронзовую гробницу, которую с трудом удалось очистить от ракушек и вскрыть.

Можно представить себе состояние участников экспедиции: в бронзовом гробу лежал, как живой, прекрасно сохранившийся житель Атлантиды. Было высказано мнение, что он находится в состоянии анабиоза.

По этому поводу М. Меньшиков пишет: «Если по доставлении его в институт экспериментальной медицины петербургские врачи смогут вернуть его к жизни — можете представить, сколько интересного порасскажет этот выходец из 130 века до Рождения Христа!»

Рядом с атлантом лежали предметы его личной гигиены — мыло, зеркальце и прочие — и рукописи, целый ворох папирусов, прекрасно сохранившихся и напоминавших иератическое письмо египтян эпохи бога Тота.

После этой сенсационной находки «московский купец» связался по поводу рукописей с парижскими учеными, которым удалось сделать перевод письмен — достаточно быстро, так как тексты напоминали, как уже говорилось, египетские.

Газета «Новое время» опубликовала пространные отрывки из расшифрованного текста. Ниже приведены некоторые фрагменты из этих публикаций:

«Я, Гоормес, жрец и потомок жрецов, шлю привет сознательному человеку, который прочтет когда-нибудь эти строки. Я добровольно похоронил себя, чтобы воскреснуть в более счастливые века. Нас, похороненных таким образом, много, и все мы когда-то оживем и расскажем великую драму Атлантиды. Но если тела наши уступят тлену скорее, нежели эта тонкая бумага, — то знайте, люди, что Атлантида погибла не неожиданно. Эти строки пишутся еще в те годы, когда никто в народе, кроме нас, жрецов, не знает о надвигающейся катастрофе.

По-прежнему, как многие тысячелетия тому назад, на базарах кипит торговля, раздается рев ослов и верблюдов, слышатся песни и крики разносчиков; по-прежнему звучат священные трубы, собирая немногих верующих в храмы; по-прежнему раздаются призывы уличных красавиц и публичные на площадях лекции ученых. Никто не знает и даже не подозревает о том, что весь материк наш близок к тому, чтобы окончательно опуститься на дно океана. Знаем только мы, жрецы, передающие эту тайну.

Тайна неизбежной гибели была открыта нашими мудрыми и ерофантами еще семь тысяч лет назад в правление Тонбари. Но когда тайный совет удостоверился, что материк неуклонно опускается и гибель бесчисленных народов непредотвратима, решено было уничтожить все искусные инструменты, доказавшие эту правду, и утаить от смертных приговор к смерти.

Мудрецы решили, что если объявить народу о предстоящем погружении Атлантиды, то или возникнет паника, во время которой народ передушит сам себя, или страна, столь цивилизованная, будет разорена добровольным бегством на соседние материки, причем произойдут великие побоища, ибо соседние народы будут отстаивать свою землю с оружием в руках.

Вместо грозящей в далеком будущем гибели непременно явилась бы гибель в настоящем. Да будет же, решили жрецы, мир земнородных ненарушим! Да будет счастье их безоблачно, пока не настанет великая минута...»

Далее повествуется об учении философа и общественного деятеля Атлантиды — Леакима Премудрого, казненного за 983 года до составления папируса, и воззваниях его ученика и последователя Фраготепа. Это рассказ о попытке провести религиозно-социальную реформу, которая должна была сплотить общество, пришедшее к упадку и расколу. Леаким Премудрый и Фраготеп призывали пробудить в человеке спящего бога, развить чувство братской любви и единения. Реформа не привилась, так как жрецы Атлантиды сочли новое учение слишком аскетичным, а главное — нерешавшим вопрос вопросов: как предотвратить погружение материка в океан?

Среди жрецов росло смятение, предлагались варианты спасения — выселение на западный (по всей вероятности, американский) материк и эвакуация на восточный материк (очевидно, в Африку); постройка плавучих городов, против которых были бы бессильны даже всемирные потопы; сооружение многочисленных высоких башен, которые послужили бы сваями для искусственного материка. Единственным для себя утешением жрецы считали то, что когда-либо потомки найдут на дне океана храмы, библиотеки, гробницы и узнают о существовании высокоразвитой атлантической цивилизации...

На этом заканчивается интересная статья А. Казакова, для публикации которой свои страницы предоставил альманах «Не может быть»...